Меню

Давление ивл у детей

Принципы организации первичной реанимационной помощи новорожденным. Лекция для врачей

Базовыми принципами оказания первичной реанимационной помощи являются: готовность медицинского персонала лечебно-профилактического учреждения любого функционального уровня к немедленному оказанию реанимационных мероприятий новорожденному ребенку и четкий алгоритм действий в родильном зале.

Первичная и реанимационная помощь новорожденным после рождения должна оказываться во всех учреждениях, где потенциально могут происходить роды, включая догоспитальный этап.

На каждых родах, проходящих в любом подразделении любого медицинского учреждения, имеющего лицензию на оказание акушерско- гинекологической помощи, всегда должен присутствовать медицинский работник, имеющий специальные знания и навыки, необходимые для оказания полного объема первичной реанимационной помощи новорожденному ребенку.

Для проведения эффективной первичной реанимационной помощи учреждения акушерского профиля должны быть оснащены соответствующим медицинским оборудованием.

Работа в родильном блоке должна быть организована таким образом, чтобы в случаях начала сердечно-легочной реанимации сотруднику, который ее проводит, с первой минуты могли оказать помощь не менее двух других медицинских работников (врач акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог, медицинская сестра-анестезист, акушерка, детская медицинская сестра).

Навыками первичной реанимации новорожденного должны владеть:

— врачи и фельдшеры скорой и неотложной медицинской помощи, производящие транспортировку рожениц;

— весь медицинский персонал, присутствующий в родильном зале во время родов (врач акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог, медицинская сестра-анестезист, медицинская сестра, акушерка);

— персонал отделений новорожденных (неонатологи, анестезиологи- реаниматологи, педиатры, детские медицинские сестры).

Акушер-гинеколог заранее оповещает о рождении ребенка неонатолога или другого медицинского работника, владеющего в полном объеме методами первичной реанимации новорожденных, для подготовки оборудования. Специалист, оказывающий первичную реанимационную помощь новорожденным, заранее должен быть поставлен в известность акушером-гинекологом о факторах риска рождения ребенка в асфиксии.

Антенатальные факторы риска развития асфиксии новорожденных:

— мертворождения в анамнезе;

— клинические признаки инфекции у матери;

— кровотечение во II или III триместрах беременности;

— задержка внутриутробного роста плода;

— употребление матерью наркотиков и алкоголя;

— применение матерью лекарственных препаратов, угнетающих дыхание новорожденного;

— наличие аномалий развития, выявленных при антенатальной диагностике;

— аномальные показатели кардиотокографии накануне родов.

Интранатальные факторы риска:

— преждевременные роды (срок менее 37 недель);

— запоздалые роды (срок более 42 недель);

— операция кесарева сечения;

— выпадение петель пуповины;

— патологическое положение плода;

— применение общего обезболивания;

— аномалии родовой деятельности;

— наличие мекония в околоплодных водах;

— нарушение ритма сердца плода;

— инструментальные роды (акушерские щипцы, вакуум-экстракция).

Неонатолог также должен быть оповещен о показаниях к операции кесарева сечения и особенностях анестезии. При подготовке к любым родам следует:

— обеспечить оптимальный температурный режим для новорожденного (температура воздуха в родильном зале не ниже + 24º С, отсутствие сквозняка, включенный источник лучистого тепла, согретый комплект пеленок);

— проверить наличие и готовность к работе необходимого реанимационного оборудования;

— пригласить на роды врача, владеющего приемами реанимации новорожденного в полном объеме. При многоплодной беременности следует заранее предусмотреть достаточное количество специалистов и оборудования для оказания помощи всем новорожденным;

— когда прогнозируется рождение ребенка в асфиксии, рождение недоношенного ребенка в сроке 32 недели беременности и менее, в родильном зале должна присутствовать реанимационная бригада, состоящая из двух человек, обученных всем приемам реанимации новорожденных (желательно, чтобы это были неонатолог и подготовленная детская сестра). Оказание помощи новорожденному должно быть единственной обязанностью членов этой бригады на время проведения первичной реанимации.

После рождения ребенка необходимо зафиксировать время его рождения и при наличии показаний приступить к проведению реанимационных мероприятий в соответствии с протоколом, изложенным ниже. (Последовательность первичных реанимационных мероприятий представлена в виде схем в Приложениях № № 1-4).

Независимо от исходного состояния, характера и объема проводимых реанимационных мероприятий через 1 и 5 минут после рождения следует провести оценку состояния ребенка по Апгар (Таблица 1). В случае продолжения реанимационных мероприятий более 5 минут жизни, должна быть проведена третья оценка по Апгар через 10 минут после рождения. При проведении оценки по Апгар на фоне ИВЛ учитывают только наличие спонтанных дыхательных усилий ребенка: при их наличии за дыхание выставляют 1 балл, при их отсутствии – 0, независимо от экскурсии грудной клетки в ответ на принудительную вентиляцию легких.

Критерии оценки новорождённого по В. Апгар

Признак

0 баллов

1 балл

2 балла

ЧСС

Дыхание

Мышечный тонус

Низкий (ребёнок вялый)

Высокий (активные движения)

Рефлексы

Крик или активные движения

Цвет кожи

Синий или белый

Интерпретация оценки по Апгар.

Сумма 8 баллов и более через 1 мин после рождения свидетельствует об отсутствии асфиксии новорожденного, 4–7 баллов — о легкой и умеренной асфиксии, 1–3 балла — о тяжёлой асфиксии. Оценка по Апгар через 5 мин после рождения имеет не столько диагностическое, сколько прогностическое значение, и отражает эффективность (или неэффективность) проводимых реанимационных мероприятий. Имеется сильная обратная связь между второй оценкой по Апгар и частотой неблагоприятных неврологических исходов. Оценка в 0 баллов через 10 минут после рождения является одним из оснований для прекращения первичной реанимации.

Во всех случаях живорождения первая и вторая оценка по Апгар вписывается в соответствующие графы истории развития новорожденного.

В случаях проведения первичной реанимации в историю развития новорожденного дополнительно вклеивается заполненная вкладыш-карта первичной реанимации новорожденных (Приложение № 5).

Табель оснащения для проведения первичной реанимации представлен в Приложении № 6.

Протокол проведения первичной реанимации новорожденных Алгоритм принятия решения о начале первичных реанимационных мероприятий:

1.1 Зафиксировать время рождения ребенка.

1.2 Оценить необходимость перемещения ребенка на реанимационный столик, ответив на 4 вопроса:

1 Ребенок доношенный?

2 Околоплодные воды чистые, явные признаки инфекции отсутствуют?

3 Новорожденный дышит и кричит?

4 У ребенка хороший мышечный тонус?

1.3. Если на все 4 вопроса медицинский работник, оказывающий помощь новорожденному, может ответить «ДА», следует накрыть ребенка сухой теплой пеленкой и выложить на грудь матери. Однако следует помнить, что в течение всего периода пребывания в родильном зале ребенок должен оставаться под тщательным наблюдением медицинского персонала. Если хотя бы на один из вышеприведенных вопросов специалист отвечает

«НЕТ», он должен перенести ребенка на подогреваемый столик (в открытую реанимационную систему) для углубленной оценки состояния ребенка и при необходимости для проведения первичных реанимационных мероприятий.

1.4. Первичные реанимационные мероприятия осуществляются при наличии у ребенка показаний, при условии хотя бы одного признака живорождения:

— сердцебиение (частота сердечных сокращений);

— произвольные движения мышц.

1.5. В случае отсутствия всех признаков живорождения, ребенок считается мертворожденным.

Последовательность основных реанимационных мероприятий

представлена в виде схемы в Приложении № 1 и состоит из следующих этапов:

a) начальные мероприятия (восстановление проходимости дыхательных путей, тактильная стимуляция и др.);

б) искусственная вентиляция легких; в) непрямой массаж сердца;

г) введение медикаментов.

Детализированный алгоритм проведения реанимационных мероприятий у детей, родившихся после завершения 32 недели беременности, представлен в Приложении № 2.

Объем и характер лечения в родильном зале определяется состоянием ребенка и его реакцией на проводимые реанимационные мероприятия. Поэтому каждые 30 секунд должна производиться оценка состояния ребенка и, в зависимости от результатов этой оценки, принимается решение о переходе на следующий этап реанимационных мероприятий. Оценка состояния ребенка в первые минуты жизни производится по трем основным признакам:

— наличие и характер самостоятельного дыхания;

— цвет кожных покровов.

Критериями эффективности проводимых реанимационных мероприятий являются следующие признаки:

— регулярное и эффективное самостоятельное дыхание;

— ЧСС более 100 уд/мин.

2.1. Начальные мероприятия

Начальные мероприятия занимают 20-30 секунд и включают в себя:

— поддержание нормальной температуры тела новорожденного;

— придание положения на спине;

— обеспечение проходимости дыхательных путей;

2.1.1. Поддержание температуры тела

С целью профилактики гипотермии сразу после рождения ребенок должен быть уложен на реанимационный столик под источник лучистого тепла и обсушен теплой пеленкой. Обсушивание детей, родившихся в сроке более 28 недель беременности, следует проводить промокая, не вытирая ребенка, после чего влажная пеленка должна быть сброшена с поверхности стола. У детей, родившихся до завершения 28 недели беременности, с целью профилактики гипотермии следует использовать пластиковый мешок, в который помещается ребенок во влажном состоянии, или пленку из термоустойчивого пластика пищевого класса. При этом, во избежание избыточной тактильной стимуляции, дополнительное обсушивание ребенка пеленкой не производится.

2.1.2. Придание положения

Следует придать ребенку положение со слегка запрокинутой головой на спине.

2.1.3. Санация ротоглотки

Санация ротоглотки показана только тем новорожденным, у которых в течение первых 10 секунд жизни не появилось адекватное самостоятельное дыхание или при наличии большого количества отделяемого. Во всех остальных случаях рутинная санация не является обязательной процедурой.

Санировать следует содержимое ротовой полости с помощью баллончика или специального катетера для санации верхних дыхательных путей, подключенного через тройник к аспиратору. Разряжение не должно быть более 100 мм. рт. ст. (0.1 атм). У доношенного ребенка не следует вводить катетер на глубину более 5 см. Продолжительность санации не должна превышать 5 секунд. Сначала следует санировать рот, затем, при необходимости, носовые ходы. Следует избегать глубокой санации глотки из-за возможного провоцирования брадикардии, ларинго- и бронхоспазма.

2.1.3.1. При наличии мекония в околоплодных водах

Широкое использование в предыдущие годы санации носо- и ротоглотки плода до рождения плечиков с профилактической целью не подтвердило своей эффективности, поэтому в настоящее время эта манипуляция не рекомендована для рутинного применения. Санация носо- и ротоглотки ребенка должна быть проведена после перемещения ребенка на реанимационный столик. При этом, несмотря на то, что околоплодные воды содержат меконий, если у ребенка сразу после рождения отмечается хороший мышечный тонус, активное самостоятельное дыхание или громкий крик, то санация трахеи не показана.

Если околоплодные воды содержат меконий и у ребенка отмечается сниженный мышечный тонус, неэффективное или ослабленное самостоятельное дыхание, сразу после рождения необходимо провести интубацию трахеи с последующей санацией через эндотрахеальную трубку. Следует обратить особое внимание на то, что санация проводится путем подключения шланга аспиратора через Т-образный коннектор или мекониальный аспиратор непосредственно к эндотрахеальной трубке. Санация производится до полной аспирации содержимого трахеи. Если эндотрахеальная трубка блокирована меконием, следует удалить эту трубку, повторно интубировать трахею ребенка и продолжить санацию. Использование с этой целью аспирационных катетеров, диаметр которых всегда меньше, чем диаметр эндотрахеальной трубки, не допускается. Если на фоне санации отмечается нарастание брадикардии менее 80 уд/мин, санацию следует прекратить и начать ИВЛ до повышения ЧСС более 100 уд/мин. Вопрос о необходимости повторной санации трахеи решается после восстановления сердечной деятельности ребенка в индивидуальном порядке.

2.1.4. Тактильная стимуляция

Обсушивание ребенка уже само по себе является тактильной стимуляцией. Если после обсушивания и санации самостоятельное дыхание не появилось, следует провести тактильную стимуляцию путем

похлопывания новорожденного по стопам или поглаживания по спине. Тактильную стимуляцию не следует проводить более 10-15секунд. Проведение тактильной стимуляции не обосновано у глубоко недоношенных детей.

2.2. Искусственная вентиляция легких

Показания к проведению ИВЛ:

— нерегулярное дыхание (судорожное типа «gasping»);

Размер голосовой щели ребенка может отличаться от стандартного и при подготовке к интубации следует позаботиться о наличии трубок всех размеров.

Перед интубацией необходимо убедиться в исправности ларингоскопа, источника кислорода и аппарата (мешка) ИВЛ.

В родильном зале, как правило, используют технику интубации трахеи через рот. Ларингоскоп держат левой рукой, правой рукой открывают рот ребенка. Клинок ларингоскопа вводят через правый угол рта, продвигая по средней линии и отодвигая язык кверху и влево. При продвижении клинка внутрь находят первый ориентир – язычок мягкого неба. Продвигая клинок ларингоскопа глубже, ищут второй ориентир – надгортанник. Конструкция клинка предусматривает возможность приподнять надгортанник кончиком ларингоскопа, при этом обнажается голосовая щель – третий ориентир.

Интубационная трубка вводится через правый угол рта и продвигается в голосовую щель между связками, на такую глубину, пока за связками еще будет видна черная линия на трубке. Через С-образную щель ларингоскопа осуществляют визуальный контроль продвижения трубки. Если использовался стилет, то последний удаляют. Интубационную трубку соединяют с мешком или аппаратом ИВЛ и фиксируют лейкопластырем.

Глубину стояния эндотрахеальной трубки проверяют по формуле:

Метка у угла рта (см) = 6 см + масса тела больного в кг

Доказана эффективность использования капнографа для оценки положения интубационной трубки. Использование метода определения СО2 в выдыхаемом воздухе позволяет в два раза сократить время принятия решения о переинтубации в сложных случаях. Если трубка введена в трахею, то с самого начала ИВЛ индикатор показывает наличие СО2 в выдыхаемом воздухе. При эзофагальной интубации СО2 не определяется. Вместе с тем, следует помнить, что СО2 также не будет определяться при ИВЛ через эндотрахеальную трубку в случае асистолии.

2.2.6. Использование кислорода

У детей, родившихся до завершения 28 недели беременности, ИВЛ необходимо начинать 30-40% кислородом.

У детей, родившихся после 28 недели беременности, ИВЛ следует начинать воздухом и только при неэффективности этого повышать концентрацию кислорода

Основанием для увеличения концентрации кислорода в процессе ИВЛ является сниженная ЧСС (60-100 уд/мин) в течение 60 секунд от начала ее проведения. В случаях умеренного снижения ЧСС показано пошаговое (на 10-20% каждую минуту) увеличение концентрации кислорода до тех пор, пока не возрастет ЧСС > 100 уд/мин.

Во всех случаях резкого снижения ЧСС ( 100 уд/мин, дополнительный кислород следует применять, если центральный цианоз (SpO2 100 уд/мин разлитой цианоз (SpO2 — 12);

— отсутствие эффекта от непрямого массажа сердца, введения адреналина и восполнения ОЦК на фоне адекватной ИВЛ (предполагаемый тяжелый метаболический ацидоз, угнетающий сердечную деятельность и дыхание).

Следует вводить раствор концентрацией — 4% (0,5 мэкв/мл).

Дозировка вводимого раствора — 2 мэкв/кг или 4 мл/кг 4% раствора. Способ введения — в вену пуповины со скоростью 2мл/кг/минуту (не быстрее, чем за 2 минуты).

2.5. Окончание реанимационных мероприятий

Если через 10 минут от начала проведения реанимационных мероприятий в полном объеме у ребенка отсутствует сердцебиение, реанимационные мероприятия в родильном зале следует прекратить. В остальных случаях сердечно-легочной реанимации новорожденного в родильном зале следует добиваться устойчивого повышения ЧСС более 100 уд/мин. После первичной стабилизации состояния, ребенок транспортируется в палату интенсивной терапии.

В случае необходимости транспортировки ребенка на расстояние более 15-30 метров, транспортировка должна осуществляться в кувезе, при необходимости, на фоне продолжающейся ИВЛ и инфузии лекарственных препаратов.

Особенности оказания первичной реанимационной помощи глубоко недоношенным детям

Алгоритмы проведения первичных реанимационных мероприятий и комментарии к ним у недоношенных новорожденных, родившихся до завершения 32 недели беременности, представлены в Приложениях № 3 и № 4.

3.1. Профилактика гипотермии

Объем профилактических мероприятий у недоношенных, родившихся после 28 недели беременности, также как и у доношенных, включает использование источников лучистого тепла (предпочтительно с функцией сервоконтроля температуры), обсушивание кожи и оборачивание в предварительно нагретые пеленки, своевременное удаление мокрых пеленок и иных источников охлаждения.

У недоношенных детей, родившихся до завершения 28 недели беременности, следует использовать дополнительные меры по предупреждению гипотермии: после пересечения пуповины и наложения зажима на пуповинный остаток, ребенка оборачивают в прозрачный пакет с прорезью для головы или пленку из термоустойчивого пластика пищевого класса и помещают под источник лучистого тепла. Обсушивание кожи при этом не проводится. Все дальнейшие манипуляции, включая аускультацию легких, катетеризацию пупочных сосудов и прочее, по возможности, проводятся без нарушения целостности пленки/пакета. Необходима дополнительная защита поверхности головы ребенка от теплопотери с испарением при помощи шапочки или пеленки. На этапе транспортировки из родильного зала следует держать пакет герметично закрытым. Для контроля эффективности проводимых мероприятий и профилактики гипертермии рекомендуется проводить непрерывный мониторинг температуры тела в родильном зале, а также фиксировать температуру тела ребенка при поступлении в блок интенсивной терапии.

3.2. Особенности респираторной терапии в родильном зале

Вследствие дефицита сурфактанта глубоконедоношенные дети не способны к созданию и поддержанию функциональной остаточной емкости легких, определяющей эффективный альвеолярный газообмен.

Читайте также:  Давление 115 на 75 что принять

Незрелое легкое чрезвычайно подвержено воздействию повреждающих факторов искусственной вентиляции, важную роль среди которых играет воздействие избыточного дыхательного объема (волютравма).

Использование 100% О2 при первичной реанимации недоношенных также имеет как местное легочное, так и системное повреждающее действие. Даже при отсутствии признаков перинатальной асфиксии, многие глубоко недоношенные дети нуждаются в проведении респираторной терапии в родильном зале.

В большинстве случаев респираторная терапия в родильном зале проводится с целью:

1) Стабилизации альвеол и поддержания функциональной остаточной емкости легких у глубоко недоношенных детей путем создания постоянного положительного давления в дыхательных путях (РЕЕР/СРАР), а также путем введения экзогенного сурфактанта.

2) Ограничения воздействия повреждающих факторов (ограничение дыхательного объема, использование минимально достаточной концентрации дополнительного кислорода под мониторным контролем ЧСС и оксигенации).

3.2.1. Ранний РЕЕР/СРАР

Создание и поддержание непрерывного остаточного давления в дыхательных путях необходимо как при нахождении ребенка на спонтанном дыхании, так и на ИВЛ.

Методика СРАР применяется с профилактической целью с первых минут жизни у новорожденных, рожденных в сроке 27-32 недели беременности, при наличии регулярного спонтанного дыхания (в том числе стонущего, сопровождающегося втяжением уступчивых мест) и ЧСС > 100 уд/мин. СРАР в родильном зале проводится при помощи биназальных канюль, назальной или лицевой маски (РЕЕР +5 см Н2О FiO2 0,21). Под влиянием постоянного расправляющего давления в дыхательных путях в подавляющем большинстве случаев происходит стабилизация функциональной остаточной емкости легких и регресс выраженности респираторной симптоматики. При минимальной выраженности дыхательных нарушений целесообразность продолжения СРАР оценивается после перевода ребенка в отделение интенсивной терапии.

При отсутствии дыхания, нерегулярном дыхании, дыхании типа «gasping» и/или брадикардии 100 уд/мин и появления спонтанного регулярного дыхания, следует начать проведение назального или масочного СРАР. Если несмотря на эффективную ИВЛ маской (ЧСС > 100 уд/мин) в течение 5-10 минут дыхание не восстанавливается, следует рассмотреть вопрос об интубации.

Степень тяжести дыхательных нарушений, как критерий неэффективности СРАР, однозначно не определена. Однако резкая выраженность дыхательных нарушений, потребность в FiO2 > 0,5-0,6 для достижения SpО2 85% к 10 минуте жизни и отсутствие положительной динамики в течение 10-15 минут проведения СРАР, могут свидетельствовать о тяжелом течении респираторного дистресс-синдрома и необходимости интубации, перевода ребенка на ИВЛ и введении сурфактанта.

Новорожденным, которым требуется интубация трахеи в родильном зале, следует проводить ИВЛ с созданием остаточного давления в конце выдоха РЕЕР +4-5 см Н2О. Вопрос о возможности ранней экстубации и перевода на СРАР рассматривается на основании оценки эффективности от

введения сурфактанта после транспортировки ребенка из родильного зала в палату интенсивной терапии.

Следует уделять особое внимание непрерывности поддержания остаточного давления в конце выдоха на всем протяжении первичных реанимационных мероприятий (вне зависимости от применяемого устройства и вида респираторной поддержки), а также во время транспортировки из родильного зала.

3.2.2. Профилактическое и раннее терапевтическое введение сурфактанта.

Из зарегистрированных в РФ препаратов экзогенного сурфактанта для профилактического и раннего терапевтического применения в настоящее время может быть использован только Порактант альфа.

Профилактическое (до реализации клинических признаков респираторного дистресс-синдрома) и раннее терапевтическое (в первые 20 минут после появления признаков респираторного дистресс-синдрома новорожденных) введение сурфактанта показано:

— всем недоношенным, родившимся ранее 27 недели беременности;

— новорожденным, родившимся на 27-29 неделях беременности, матери которых не получили курс антенатальной профилактики респираторного дистресс-синдрома глюкокортикоидными препаратами;

— новорожденным, родившимся в сроке 27-29 недель беременности, потребовавшим интубации трахеи в родильном зале.

Детям, родившимся на 30-31 неделе беременности и потребовавшим интубации и перевода на ИВЛ в связи с тяжелыми дыхательными нарушениями, сурфактантная терапия также наиболее эффективна, если ее проводить в течение 20 минут от начала респираторной симптоматики.

При отсутствии необходимых условий и оборудования (в т.ч. наличия пульсоксиметрического мониторинга и аппаратной ИВЛ/CPAP) указанная процедура выполняется после перевода ребенка в палату интенсивной терапии.

Для предупреждения однолегочного введения сурфактанта следует уделять дополнительное внимание верификации правильного положения интубационной трубки (выше бифуркации трахеи). После введения сурфактанта следует избегать гипероксии, так как она повышает риск развития внутрижелудочкового кровоизлияния. С этой целью под контролем пульсоксиметрии должно быть произведено соответствующее снижение FiO2, обеспечивающее поддержание SpO2 на уровне 88-92%.

3.2.3. Особенности проведения ИВЛ у глубоко недоношенных детей в родильном зале.

Необходимыми условиями для эффективной ИВЛ у глубоконедоношенных новорожденных являются:

— наличие устройства контроля давления в дыхательных путях;

— обязательное поддержание РЕЕР +4-6 см Н2О;

— возможность плавной регулировки доставляемой концентрации О2 от

— непрерывный мониторинг ЧСС и SрO2.

3.2.3.1.Особенности начального этапа масочной ИВЛ

Стартовые параметры ИВЛ: PIP – 20 см Н2О, РEEP – 5 см Н2О, частота 40-60 вдохов в минуту. При неэффективности давление на вдохе может быть увеличено до 25 см Н2О у детей, родившихся на сроке 29-30 недель беременности и до 30-35 см Н2О у детей, родившихся на сроке более 30 недель беременности.

Первые несколько вдохов обычно требуют более высокого среднего давления в дыхательных путях, чем последующие. Вместе с тем, следует помнить, что избыточное давление в дыхательных путях, создаваемое в

первые минуты жизни является предпосылкой для волютравмы. Определенные клинические преимущества на начальном этапе ИВЛ имеет пролонгирование времени вдоха (более 0,5 секунд). Имеются предпосылки клинической эффективности пролонгирования времени первого вдоха (5-10 секунд) давлением на вдохе 20 см Н2О.

3.2.3.2. Оценка эффективности ИВЛ

Основным показателем эффективности ИВЛ является возрастание ЧСС > 100 уд/мин, оцениваемое аускультативно или по показаниям пульсоксиметра.

Такие общепринятые критерии, как симметричность проведения дыхания в легких, визуальная оценка экскурсии грудной клетки, оценка цвета кожных покровов у глубоконедоношенных детей имеют ограниченную информативность, так как не позволяют оценить «порог инвазивности» респираторной терапии. Так, хорошо видимая на глаз экскурсия грудной клетки у новорожденных с экстремально низкой массой тела с большой долей вероятности указывает на вентиляцию избыточным дыхательным объемом и высокий риск волютравмы.

Верификация положения интубационной трубки методом аускультации у детей с экстремально низкой массой тела может представлять определенные трудности вследствие малой интенсивности дыхательных шумов и их значительной иррадиации. Использование метода капнографии в родильном зале позволяет быстрее и надежнее, чем другие способы, подтвердить корректное расположение интубационной трубки.

3.2.4. Оксигенотерапия и мониторинг оксигенации

Необходимым условием проведения оксигенотерапии является непрерывный мониторинг окгсигенации методом пульсоксиметрии с первой минуты жизни. Пульсоксиметрический датчик устанавливается в области запястья или предплечья правой руки ребенка («предуктально») в рамках проведения начальных мероприятий. Пульсоксиметрия в родильном зале имеет 3 основные точки приложения:

1) Непрерывный мониторинг ЧСС начиная с первых минут жизни;

2) Предупреждение гипероксии (SрO2 не более 95% на любом этапе проведения реанимационных мероприятий);

3) Предупреждение гипоксии (SрO2 не менее 80% к 5 минуте жизни и не менее 85% к 10 минуте жизни).

Рекомендуемый «коридор» значений SрO2 в родильном зале у детей с очень низкой массой тела и экстремально низкой массой тела, начиная с 10 минуты, составляет 86-92%.

У детей, родившихся ранее 32 недели беременности и не нуждающихся в проведении ИВЛ, дыхательная терапия методом СРАР начинается с воздуха (21% O2). При уровне SpO2 менее 80% к 5 минуте жизни или менее 85% к 10 минуте следует увеличивать концентрацию кислорода на 10-20% в минуту до достижения приемлемого уровня SpO2. Вместе с тем, уровень SpO2 не должен превышать 95% на любом этапе проведения реанимационных мероприятий, если ребенок получает дополнительный кислород.

При необходимости в проведении ИВЛ у детей, родившихся после завершения 28 недели беременности, начинают с воздуха, а у детей, родившихся ранее 28 недель беременности с 30-40% О2. С возраста 90 секунд жизни (60 секунд ИВЛ) при ЧСС ниже 100 уд/мин проводится повышение FiO2 ступенчато на 0,1-0,2 каждую минуту до достижения ЧСС > 100 уд/мин. При необходимости в проведении непрямого массажа сердца (ЧСС 100 уд/мин, ориентируются на показатели SрO2. Если уровень SatO2 не достигает 80% к 5 минуте или 85% к 10 минуте или превышает 95% на любом этапе первичной реанимации, проводится повышение/снижение FiO2 ступенчато на 0,1-0,2 до достижения целевых показателей SрO2.

Если при первых принудительных вдохах не отмечается экскурсии грудной клетки, PIP может быть кратковременно увеличено до 35см Н2О у недоношенных и до 40-50 см Н2О у доношенных детей; при переводе ребенка на ИВЛ через ЭТТ следует изменить PIP таким образом, чтобы экскурсия грудной клетки отмечалась, но не была избыточной;

** при недостаточной эффективности масочной ИВЛ следует санировать верхние дыхательные пути, проверить положение маски, изменить положение головы, немного переразогнув шею ребенка, увеличить давление на вдохе до максимально допустимого для данного гестационного возраста;

*** у детей, родившихся на сроке более 32 недель беременности, метод СРАР не применяется профилактически, но может быть использован на любом этапе лечения дыхательных нарушений;

****первоначально увеличить концентрацию кислорода до 40% и далее увеличивать пошагово на 10-20% каждую минуту до нормализации ЧСС; при проведении ИВЛ у детей с ЧСС > 100 уд/мин, дополнительный кислород следует подключать, если сохраняется центральный цианоз более 5 минут жизни.

*У детей, родившихся на сроке беременности 29-30 недель, при проведении ИВЛ маской следует выполнять первые вдохи с PIP 20 см Н2О. В случае отсутствия экскурсии грудной клетки можно увеличить PIP до 25 см Н2О, не превышая это значение. У новорожденных гестационного возраста 31-32 недели в процессе масочной ИВЛ давление при первых вдохах можно увеличить до 30-35см Н2О, если при более низких значениях PIP нет экскурсии грудной клетки; при переводе ребенка на ИВЛ через ЭТ следует изменить PIP таким образом, чтобы экскурсия грудной клетки отмечалась, но не была избыточной;

** при недостаточной эффективности масочной ИВЛ (ЧСС 60-100 уд/мин) следует санировать верхние дыхательные пути, проверить положение маски, изменить положение головы, немного переразогнув шею ребенка, увеличить давление на вдохе до максимально допустимого для данного гестационного возраста;

***при проведении ИВЛ маской у ребенка с ЧСС > 100 уд/мин следует ориентироваться на показатели SpO2; процент дополнительного кислорода следует изменять (увеличивать или уменьшать на 10-20% в минуту), если уровень SpO2 ниже 80% на 5 минуте жизни, ниже 85% на 10 минуте или превышает 95% на любом этапе проведения реанимационных мероприятий;

****следует увеличить концентрацию кислорода до 40% и увеличивать пошагово на 10-20% каждую минуту до нормализации ЧСС; при проведении ИВЛ у ребенка с ЧСС > 100 концентрацию кислорода следует изменять (увеличивать или уменьшать на 10-20% в минуту), если уровень SpO2 ниже 80% на 5 минуте жизни, ниже 85% на 10 минуте или превышает 95% на любом этапе проведения реанимационных мероприятий;

***** СРАР следует начинать со стартовой концентрацией кислорода 21%, затем увеличивать пошагово на 10-20% в минуту, если уровень SpO2 ниже 80% на 5 минуте жизни, 85% на 10 минуте. Уровень SpO2 не должен превышать 95% на любом этапе проведения реанимационных мероприятий, если ребенок получает дополнительный кислород; если же предварительно проводилась ИВЛ маской, то после восстановления самостоятельного дыхания СРАР следует начинать с той же концентрацией кислорода, что и на ИВЛ; изменять процентное содержание кислорода следует по вышеуказанному алгоритму.

    Интубацию ребенка, родившегося в возрасте 100 концентрацию кислорода следует изменять (увеличивать или уменьшать на 10-20% в минуту), если уровень SpO2 ниже 80% на 5 минуте жизни, ниже 85% на 10 минуте или превышает 95% на любом этапе проведения реанимационных мероприятий;

**** СРАР следует начинать со стартовой концентрацией кислорода 21%, затем увеличивать концентрацию кислорода на 10-20% в минуту, если уровень SpO2 ниже 80% на 5 минуте жизни, 85% на 10 минуте. Уровень SpO2 не должен превышать 95% на любом этапе проведения реанимационных мероприятий, если ребенок получает дополнительный кислород; если же предварительно проводилась ИВЛ маской, то после восстановления самостоятельного дыхания СРАР следует начинать с той же концентрацией кислорода, что и на ИВЛ; изменять процентное содержание кислорода следует по вышеуказанному алгоритму.

Табель оснащения лечебно-профилактического учреждения акушерского профиля и машин скорой медицинской помощи для проведения первичной реанимации новорожденного

1. Оснащение машины скорой и неотложной медицинской помощи для проведения первичной реанимации новорожденного:

— источник медицинского кислорода;

— баллончик или катетер для санации верхних дыхательных путей;

— неонатальная лицевая маска;

— сухие чистые пеленки;

— пластиковый пакет или специальная термосберегающая пленка;

— зажимы для пуповины;

— лейкопластырь шириной 1.0-1.5 см;

— спиртовые тампоны, лучше в индивидуальной упаковке;

— ларингоскоп с прямыми клинками № 0 (для недоношенных) и

№ 1 (для доношенных);

— запасные лампочки и элементы питания для ларингоскопа;

— вакуумаспиратор (электроотсос или механический отсос);

— мекониальный аспиратор или Т-коннектор для аспирации мекония из трахеи.

2. Оснащение родильного зала медицинских учреждений акушерского профиля:

2.1. Оборудование для согревания ребенка:

— источник лучистого тепла (отдельный или в составе реанимационного стола);

— для глубоко недоношенных детей – пластиковый пакет или специальная термосберегающая пленка.

2.2. Оборудование для санации верхних дыхательных путей:

— баллончик или катетер;

— катетеры для отсасывания 5 Fr (или 6 Fr), 8 Fr и 10 Fr (отечественные

— желудочные зонды № 8;

— вакуумаспиратор (электро- или механический отсос);

— мекониальный аспиратор или Т-коннектор для аспирации мекония из трахеи;

2.3. Оборудование для интубации трахеи и проведения ИВЛ:

— источник медицинского воздуха;

— смеситель воздушно-газовой смеси;

— соединительные кислородные трубки;

— саморасправляющийся мешок с клапаном постоянного давления в конце выдоха и манометром;

— лицевые маски трех размеров (лучше с мягким обтуратором);

— аппарат для механической ИВЛ с опцией СРАР и кислородным смесителем; *

При отсутствии центрального источника медицинского воздуха в родильном зале необходимо использовать мобильный воздушный компрессор или же использовать аппарат ИВЛ со встроенным воздушным компрессором (турбиной).

— контуры для проведения NCPAP;

— назальные канюли 3 размеров (S, M, L);

— шапочки для крепления контура NCPAP;

— ларингоскоп с прямыми клинками № 0 (для недоношенных) и № 1 (для доношенных);

— запасные лампочки и элементы питания для ларингоскопа;

— эндотрахеальные трубки размером 2.5, 3.0, 3.5, 4.0;

— проводник (стилет) для эндотрахеальной трубки (не обязательно).

— адреналина гидрохлорид 0,1%;

— раствор натрия хлорида 0,9%;

— гидрокарбонат натрия 4%;

— стерильная вода для инъекций.

2.5 Инструментарий для введения медикаментов:

— шприцы объемом 1 мл, 2 мл, 5 мл, 10 мл, 20 мл, 50 мл;

— иглы диаметром 25G, 21G, 18G;

— пупочные катетеры (импортные — №№ 3.5-4Fr, 5-6Fr;

отечественные — №№ 6, 8);

2.6. Другое оборудование:

— часы с секундной стрелкой или Апгар-таймер;

— пластиковый пакет или специальная термосберегающая пленка

— лейкопластырь шириной 1.0-1.5 см.

3. Дополнительное оснащение родильного зала перинатальных центров и акушерских учреждений, имеющих в структуре отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных:

Медицинская литература для повышения профессионального уровня

Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста в практике педиатра — Кешишян Е.С.

В книге представлен обзор существующих шкал оценки психомоторного развития ребенка, изложены отечественные и зарубежные методики их применения. На клинических примерах показана значимость оценки психомоторных навыков у младенцев для своевременного выявления патологии и целенаправленного обследования, для оценки необходимости назначения какой-либо терапии и контроля ее эффективности.

Корь у детей и взрослых на этапе элиминации — Мазанкова Л.Н.

Приведены сведения об этиологии кори, эпидемиологии кори, патогенезе кори, классификации, особенностях клинического течения, диагностики, дифференциальной диагностики, терапии, профилактики кори у детей и взрослых на этапе ее элиминации

Детская пульмонология: национальное руководство — Блохин Б.М.

Рассмотрены особенности анатомии дыхательных путей, специфика нарушений мукоцилиарного клиренса. Освещены вопросы генетики, хирургии, онкологии, паразитологии, фтизиатрии, сомнологии. Представлена информация о механизмах, обеспечивающих поддержание функции дыхания в норме и при патологии

Читайте также:  Пониженное верхнее давление таблетки

Чек-листы самопроверки при физикальном обследовании ребенка: учебное пособие — Эрдес С.И.

Большое количество иллюстраций, описание методик проведения обследования и некоторых частых синдромов у детей, а также простота и структурированность текста значительно облегчают усвоение материала. Информация систематизирована, соответствует современному уровню развития науки и клинической практики.

Теоретические и клинические особенности исскуственной вентиляции легких у младенцев — Дырул А.К.

Принципы респираторной терапии с учетом особенностей физиологии новорожденных для практических врачей анестезиологов- реаниматологов, работающих в условиях дефицита времени, технических и медикаментозных средств.

Хирургия желчных путей у детей: руководство для врачей — Разумовский А.Ю.

Cовременные принципы диагностики и хирургического лечения детей с пороками развития желчных путей. Представили наиболее полный спектр хирургических методик, используемых в лечении

Практическое руководство по аккредитации врачей. Этап 1. Лечебное дело — Абасова М.Н.

Книга содержит тестовые вопросы для подготовки к аккредитации врачей по терапии, вопросы сгруппированы по разделам. Также в книгу включены тесты для присвоения высшей квалификационной категории по терапии. Книга будет полезна при прохождении первичной аккредитации врачей, при подготовке для присвоения категории.

Клиническая дерматология. Аллергические дерматозы — Хэбиф Т.П.

Распространенные аллергические дерматозы рассматриваются подробно. В издание включены иллюстрации классических примеров таких заболеваний и фотографии вариантов, которые наблюдаются на различных стадиях этих болезней. Теоретическая информация, патогенетические механизмы и редкие заболевания описаны в дающих исчерпывающую информацию учебниках

Клиническая дерматология. Акнеподобные и папулосквамозные дерматозы — Хэбиф Т.П.

Подробно рассматриваются акне и акнеподобные заболевания, а также псориаз и другие папулосквамозные дерматозы. В издание включены описания классического течения заболеваний и клинических вариантов, которые наблюдаются на разных стадиях этих болезней, методы диагностики и лечения.

Неонатология. Клинические рекомендации — Володина, Д.Н.

Книга содержит клинические рекомендации по наиболее распространенным в неонатальной практике заболеваниям новорожденных, подготовленные ведущими специалистами. Подробно изложены также технологии парентерального питания, энтерального вскармливания и терапевтической гипотермии новорожденных

Неонатология. В 2-х томах. Том 2 — Шабалов Н.П.

Болезни системы крови. Сепсис. Желтухи новорожденных. Болезни сердечно-сосудистой системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Заболевания желез внутренней секреции. Болезни почек.

Неонатология. В 2-х томах. Том 1 — Шабалов Н.П.

Изложены особенности течения периода адаптации к условиям внеутробной жизни доношенных и недоношенных новорожденных, рассмотрена тактика их выхаживания в этот период. Представлена систематизированная информация об основных патологических состояниях и заболеваниях, встречающихся в период ново рожденности.

Инфекционные и паразитарные болезни: справочник практического врача — Венгеров Ю.Я.

В справочнике представлены основные особенности и клинические синдромы инфекционных болезней, методы лабораторной диагностики и основные лекарственные средства, применяемые для их лечения.

Здоровый ребенок: медицинский контроль — Кильдиярова P.P.

Представлены методы оценки уровня здоровья детей, включая основные физиологические константы детей разных возрастных групп, показатели нервно-психического и физического развития; краткосрочная диспансеризация; иммунопрофилактика; медицинские рекомендации с режимными моментами, схемами питания и расчетами основных ингредиентов в соответствии с требованиями ВОЗ

Доброкачественные опухоли и опухолеподобные заболевания носа и околоносовых пазух — Носуля Е.В.

Цель учебного пособия – систематизировать современные данные о распространенности, преимущественной локализации, особенностях диагностики и лечения доброкачественных опухолей и опухолеподобных заболеваний носа и околоносовых пазух.

Токсические энцефалопатии новорожденных — Пальчик А.Б.

Раскрыты общие закономерности развития токсического поражения нервной системы на ранних этапах онтогенеза, а также специфические особенности повреждения мозга плода и новорожденного в зависимости от природы токсического фактора.

Больничный лист в вопросах и ответах: практическое руководство — Полинская Т. А.

Главный принцип издания – изложить только то, что следует обязательно исполнять. Содержание основано на положениях нормативных актов с учетом судебной практики и официальных разъяснений Минздрава России, а также Фонда социального страхования Российской Федерации.

Экспертиза временной нетрудоспособности, выдача листков нетрудоспособности — Онищенко Е.Ф.

. В работе представлены особенности функционирования элементов, обеспечивающих выплату социального пособия в связи с временной нетрудоспособностью. Обращается внимание на основные проблемы производства экспертизы временной нетрудоспособности и оформления листков нетрудоспособности. Приводятся рекомендации по направлению граждан на медико-социальную экспертизу.

Анестезия и неотложная терапия у детей в таблицах и схемах — Армстронг Д.

Книга дает информацию по проведению анестезии и активному ведению широкого спектра неотложных состояний у детей, включая реанимацию, травму, анестезиологические осложнения. Данные представлены в виде таблиц, схем и алгоритмов, понимание которых облегчается использованием цветового кодирования.

Ботулинотерапия при детском церебральном параличе: практические советы и ультразвуковой контроль — Клочкова О.А.

Данная книга – первый подробный иллюстрированный российский атлас-руководство по применению ботулинотерапии при спастичности у детей. В книгу вошли современные международные данные о диагностике и классификации ДЦП, методы оценки двигательных нарушений и спастичности с использованием шкал и клинических тестов, подходы к выбору мышц-мишеней для многоуровневых инъекций ботулотоксина, рекомендации по длительному наблюдению пациентов.

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных — Пальчик А.Б

Рассмотрены вопросы эпидемиологии, причины и механизмы развития гипоксических поражений головного мозга, представлены данные о морфологических изменениях в нервной системе новорожденного при гипоксии. Значительное место уделено клинической картине и современным методам диагностики гипоксически-ишемической энцефалопатии

Неврология новорожденных: острый период и поздние осложнения — Ратнер А. Ю.

Рассматривается патология нервной системы новорожденных, возникшая в результате как патологических, так и физиологических родов. Обобщены данные о механизме и морфологии родовых повреждений. Приводится подробное описание безусловных рефлексов новорожденных, их клинические варианты и динамика в зависимости от уровня поражения нервной системы.

Неотложные состояния у новорожденных детей. Руководство — Ионов О.В.

Подробно описана техника основных медицинских манипуляций, используемых в неонатологической практике. Руководство охватывает более 75% всех критических и потенциально угрожающих здоровью новорожденного и недоношенного ребенка состояний, с которыми в повседневной практике сталкивается врач-неонатолог.

Консультант за 5 минут. Доказательная медицина — Домино Ф.Дж.

Приведенные 106 пошаговых алгоритмов значительно облегчают дифференциальную диагностику и определение тактики лечения. Перевод учитывает нормативную базу оказания медицинской помощи в Российской Федерации – действующие клинические рекомендации и зарегистрированные лекарственные препараты.

Пропедевтика детских болезней — М. В. Чичко

В предлагаемой книге представлены также основные инструментально-лабораторные методы исследования, семиотика (симптомы и синдромы) основных заболеваний органов и систем у детей. В книге много иллюстративного материала, включая оригинальные рисунки и фотографии, схемы и таблицы.

Неонатальная электроэнцефалография — А.Е.Понятишин

Рассматриваются возрастные паттерны нормальной ЭЭГ в процессе развития ребенка, ее изменения при различных патологических состояниях, некоторые современные методы и режимы регистрации.

Интенсивная терапия новорожденных. Доказательность и опыт — Рольф Ф

Справочник в виде четких блоков данных, рекомендованные методы диагностики, лечения и мониторинга проанализированы с позиций современных доказательств их валидности.

Детская гастроэнтерология: руководство для врачей — Шабалов Н.П.

В книге представлены современные методы гастроэнтерологического обследования; приведена дифференциальная диагностика основных синдромов, встречающихся при поражении органов пищеварения у детей; подробно рассмотрены современные представления об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей

Детский аутизм в неврологии — Скворцов И.А.

Книга посвящена неврологическим аспектам детского аутизма и других расстройств аутистического спектра; их течению, клиническому и специальному обследованию детей в неврологической клинике; диагностике, лечению и мониторингу состояния центральной нервной системы в процессе нейрореабилитации

Неврология недоношенных детей — Пальчик А.Б.

Значительное внимание уделено клинической манифестации поражений головного мозга недоношенных, современным методам их диагностики. Заметное место занимает описание закономерностей дальнейшего развития недоношенных детей в зависимости от характера и тяжести поражения мозга. Лечение представлено в соответствии с современными требованиями доказательной медицины.

Неотложная помощь в педиатрической практике — К.И.Григорьев

Рассмотрены основные неотложные состояния и терапевтические мероприятия при них, преимущественно на догоспитальном этапе. Материалы издания изложены с учетом утвержденных клинических протоколов оказания скорой/неотложной медицинской помощи детскому населению.

Заболевания репродуктивной системы у детей и подростков — Мирский В.Е.

Наиболее подробно рассматриваются вопросы, связанные с регуляцией репродуктивно-половой системы, лабораторной диагностикой и лечением андрологических заболеваний, вызванных скрытыми инфекциями. Особое внимание уделяется эндокринной патологии, влияющей на репродуктивную функцию будущих мужчин, факторам риска возникновения андрологической патологии и организационным основам андрологической службы для детей и подростков.

Эндокринологические проблемы: при беременности; при старении; в спорте — Мелмед Ш.

В книге представлены главы посвященные эндокринологическим заболеваниям при беременности, в пожилом возрасте и их влиянию на занятия спортом. Книга освещает особенности работы всей эндокринной системы на протяжении жизни здорового человека от внутриутробного периода до глубокой старости, при этом многие из публикуемых сведений в таком объеме вряд ли когда-либо попадали в поле зрения врача.

Хирургическое лечение эпилепсии у детей: показания, вопросы предхирургического обследования — Айвазян С.О.

Подробно рассматриваются современные методы обследования, применяющиеся в рамках предхирургической подготовки; различные патологические субстраты, вызывающие фармакорезистентные припадки у детей; особенности предоперационного обследования в зависимости от характера патологического процесса, вызвавшего фармакорезистентную эпилепсию. Большое внимание уделено семиологии эпилептических приступов в различных возрастных группах. Приводится анализ собственного опыта хирургического лечения пациентов с фармакорезистентной фокальной эпилепсией.

Алгоритмы антибиотикотерапии в эпоху антибиотикорезистентности — Белобородова Н.В.

Руководство содержит практические рекомендации о выборе рациональной антибиотикотерапии гнойно-воспалительных заболеваний и осложнений с применением алгоритмов.

Неонатология. Учебное пособие в 2-х томах. Том 1 — Шабалов Н.П.

Отражены вопросы организации неонатологической помощи. Рассмотрена тактика их выхаживания в этот период. Предназначено ординаторам, интернам, студентам педиатрических факультетов медицинских вузов и врачам последипломного обучения.

Неонатология. Учебное пособие в 2-х томах. Том 2

В учебном пособии изложены особенности течения периода адаптации к условиям вне-утробной жизни доношенных и недоношенных новорожденных, рассмотрена тактика их выхаживания в этот период. Представлена систематизированная информация об основных патологических состояниях и заболеваниях, встречающихся в период новорожденности.

Наглядная неонатология — Т. Лиссауэра

Краткой и наглядной форме представлены все важнейшие проблемы неонатального периода, а также принципы ведения пациентов при той или иной патологии и ухода за здоровым новорожденным. Кроме того, в руководстве содержится необходимая информация по истории неонатологии, эпидемиологии заболеваний новорожденного, перинатальной медицине

Детская эндокринология — Кроненберг Г.М.

Невероятно концентрированной форме все аспекты детской эндокринологии, от фундаментальных генетических механизмов развития патологии эндокринной системы во внутриутробном и детском возрасте до оптимальных на сегодня методов лечения, затрагивая и перспективы развития эндокринной педиатрии. Том содержит новые сведения о мало изученных ранее редких заболеваниях, хорошо иллюстрирован и может стать настольной книгой для многих врачей.

КТ и МРТ при неотложных состояниях у детей — Холин А.В.

Книга посвящена лучевой диагностике неотложных состояний (в широком понимании этого термина) в детской практике. Материал приводится посистемно, в каждой главе рассматриваются основные показания к выполнению КТ и МРТ, симптоматика заболеваний и состояний, обсуждены вопросы дифференциальной диагностики.

Неотложная рентгенодиагностика в неонатологии и педиатрии — Г.Е. Труфанов

В руководстве представлены результаты исследований новорожденных и детей с различными заболеваниями органов грудной и брюшной полостей с проведением рентгенологического исследования на основе более 5-летнего обобщения результатов работы рентгеновского отделения.

Гестоз: теория и практика — Айламазян Э.К., Мозговая Е.В.

В книге приведены современные теоретические представления об этиологии, патогенезе, патоморфологии гестоза на основе обобщения данных мировой литературы и результатов собственных исследований. На базе теоретических представлений обоснованы патогенетическая терапия и профилактика гестоза.

Визуальная диагностика в акушерстве и неонатологии — Штайнер К.

Это руководство-атлас по патологии беременности, акушерской патологии и, что важно, по врожденным порокам развития и наиболее часто встречающимся наследственным заболеваниям у детей. Один из немногих атласов по врожденным порокам у детей, в котором представлен богатый клинический материал, и, что особенно ценно, он замечательно иллюстрирован высококачественными фотографиями.

Инфекции в акушерстве — Коробков Н.А.

Представлены алгоритмы врачебных действий при диагностике, лечении и профилактике этих инфекций, которые позволят акушеру-гинекологу быстро принимать обоснованные клинические решения. Особое внимание уделено вопросам организации работы по предупреждению инфекционных заболеваний в акушерском стационаре, профилактики, ранней диагностики и лечения возникших осложнений.

Респираторная поддержка при критических состояниях в педиатрии и неонатологии: руководство для врачей — Александрович Ю.С.

Основные сведения об особенностях дыхательной системы у детей, представлены современные принципы респираторной поддержки в педиатрии, предложены алгоритмы стартовой респираторной поддержки при дыхательной недостаточности различного генеза.

Респираторные болезни: общая врачебная практика — Вялов С.С.

В книге изложены способы и методы лечения этих и других болезней органов дыхания доступно, с рисунками, схемами, таблицами, фотографиями, с учетом этиологии, патогенеза и нормативно-правовой базы. Предлагаются конкретные схемы и варианты лечения, которые можно изменять с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Диагностическое значение лабораторных исследований: Учебное пособие. — С.С.Вялов

Книга содержит широкий перечень современных лабораторных исследований и клинико-диагностическое значение их изменений при разных заболеваниях, состояниях и синдромах. Показатели и маркеры исследований сгруппированы по типам: «острофазовые» белки, минеральный, пигментный, липидный и другие обмены; ферменты, гормоны, маркеры инфекций, онкомаркеры и др

Неотложная кардиология детского и подросткового возраста — Мутафьян О. А.

Разбираются различные современные аспекты оказания неотложной помощи и последующего ведения больных при острых сердечных (миокардиты, эндокардиты, перикардиты, обструктивные пороки и кардиомиопатии и др.) и сосудистых (гипертонические кризы, синкопе, шок, расслоение аорты и др.) заболеваниях.

Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми — Капитан Т.В.

Детально рассмотрены следующие актуальные вопросы: — методика оценки физического развития ребенка (представлены необходимые возрастные таблицы-графики, трактовка полученных данных, а также даны конкретные примеры интерпретации результатов обследования); значительно изменены правила вскармливания малыша, особенности дачи прикорма; приведены соответствующие задачи; в соответствующем измененном виде рассмотрены современные критерии оценки психомоторного развития ребенка.

Болезни щитовидной и околощитовидных желез: эмбриология, анатомия, этиопатогенез, диагностика, лечение — Романчишен А.Ф.

В учебнике в краткой форме изложены практические вопросы клинической диагностики и лечения болезней щитовидной и околощитовидной желез. Отражена точка зрения, аргументированная почти 40-летним опытом эндокринной хирургии, который включает более 30 тысяч операций. Поэтому рекомендации предназначены как для молодых специалистов, обучающихся в ординатуре, только начинающих практиковать в терапии, хирургии, эндокринологии, педиатрии, урологии, так и для опытных докторов.

Лихорадящий ребенок. Протоколы диагностики и лечения — А.А.Баранова

Необходимые сведения о синдроме, указания (фактически протоколы) по клинической диагностике, использованию дополнительных методов исследования, дифференциальному диагнозу, а также рекомендации по наблюдению и лечению. В отдельных главах приведены данные о пневмонии, о менее известных болезнях (синдром Кавасаки,периодические лихорадки), а также о фебрильных судорогах. Поскольку лихорадки часто сопровождают инфекции, в отдельной главе приведены рекомендации по использованию противомикробных средств. В Приложении дан список препаратов, зарегистрированных в России, включающий показания и дозировки.

Иммунопрофилактика-2018. Справочник — В.К.Таточенко

Национальный календарь иммунопрофилактики и Календарь иммунопрофилактики по эпидпоказаниям, а также подробная информация о возможных графиках проведения вакцинации с помощью отечественных и импортных вакцин. Расширено описание клинической картины поствакцинальных осложнений, а также патологических состояний, совпадающих по времени с вакцинацией, которые часто служат поводом для обвинений в адрес иммунопрофилактики.

Болезни органов дыхания у детей — Таточенко В.К.

В руководстве представлены более 100 клинических наблюдений с 220 иллюстрациями рентгеновских, компьютерно-томографических, магнитно-резонансных бронхографических и ультразвуковых исследований. Представлены краткие данные о морфологических и функциональных особенностях системы дыхания ребенка, по семиотике, а также по клиническим, визуализационным и функциональным методам исследования органов дыхания.

Аллергология и иммунология. Аллергический ринит. Клинические рекомендации — А.А. Баранова

Рассматриваются вопросы патогенеза, клинического течения, диагностики и лечения атопического дерматита, аллергического ринита, бронхиальной астмы; особое внимание уделено алгоритму действий врача при неотложных аллергических состояниях. Представлены диагностические критерии основных форм иммунодефицитов и принципы их лечения.

Врожденные и приобретенные заболевания клапанов сердца — Шарыкин А.С.

Издание содержит многочисленные рисунки и схемы, иллюстрирующие расстройства гемодинамики, методы исследования и современные оперативные вмешательства при клапанной патологии. Приведены также нормативные данные о размерах сердца и его структур, что необходимо в практической врачебной деятельности.

Читайте также:  Низкое давление при болезни печени

Атлас детской оперативной хирургии — Пури П.

Подробно описаны и проиллюстрированы детали оперативной техники, также приводятся основные сведения об этиологии, патогенезе, патофизиологии, клинической картине и особенностях диагностики различных заболеваний. Для детских хирургов, общих хирургов, урологов, а также интернов и клинических ординаторов, овладевающих современными методами хирургического лечения детей.

Анестезия у детей — Карин Беке, Кристоф Эбериус

Книга представляет собой удобный справочник по вопросам анестезии и интенсивной терапии у детей. В данном издании приводятся методики, проверенные практикой; информация излагается в лаконичной форме, рекомендации последовательны и четко структурированы.

Амбулаторная педиатрия: руководство для врачей — К.И.Григорьев

Руководство призвано помочь врачу в диагностике и лечении наиболее распространенных заболеваний детского возраста, уже при первом контакте с больным определить круг профилактических задач, назначить лечение согласно современным требованиям доказательной медицины. Особое внимание уделено вопросам вскармливания детей раннего возраста, детским инфекциям и их профилактике. Все лекарственные препараты приводятся с учетом международных непатентованных названий, зарегистрированных в РФ.

Офтальмология. Справочное руководство для педиатров — Сидоренко Е.И.

В настоящее время имеют место случаи, когда студент уже через месяц после сдачи государственных экзаменов выходит в поликлинику и должен выполнять функцию врача-педиатра. В течение многих лет он изучал педиатрию, но только 10 дней из них — офтальмологию; при этом на врачей, работающих с детьми, возлагается значительно большая ответственность в отличии от врачей, работающих со взрослыми пациентами, за состояние зрительной системы новорожденного — незрелой, нежной, развивающейся, очень ранимой, богатой врожденной устранимой и неустранимой патологией, аномалиями.

Адаптация и стресс в детском возрасте — Григорьев К.И.

Принципы помощи детям с нарушенной адаптацией и метеочувствительностью, что свойственно прежде всего детям с хроническими заболеваниями. Синдром жестокого обращения с ребенком отражает вариант максимально возможного стресса у детей. Даны основы организации профилактики и лечения наиболее распространенных болезней с учетом дизадаптации и влияния на организм ребенка неблагоприятных погодных факторов.

Грудное вскармливание — Шмидт А.А.

Практическое руководство может оказаться полезным акушерам-гинекологам, педиатрам, семейным врачам и другим специалистам, сталкивающимся с проблемами становления лактации, гипогалактии, лактостаза и другими патологическими состояниями, возникающими во время лактации, а также вопросами контрацепции у кормящих мам.

Суицидальное поведение у подростков — Попов В.В.

В рамках биопсихосоциального подхода описаны и проанализированы половые различия суицидального поведения юношей и девушек. Приведены современные принципы диагностики и профилактики суицидоопасных состояний у подростков. Даются рекомендации по фармакотерапии душевных расстройств, связанных с высоким суицидальным риском, а также по организации помощи молодым людям, совершившим суицидальную попытку.

Психиатрия детского возраста. Психопатология развития — Исаев Д.Н.

Даны представления обо всех психических расстройствах, встречающихся в раннем возрасте, в детстве и у подростков. Особенность этой книги в том, что в каждой главе, излагающей те или иные заболевания, представлена патопсихология этих болезней. Описаны методы и методики, используемые для диагностики нервно-психических расстройств у детей и подростков.

Педиатрия для семейного врача. Карманный справочник — Смирнов Н.Н.

В справочнике в краткой форме представлены наиболее важные для практики семейного врача особенности развития ребенка до трехлетнего возраста, даны рекомендации по питанию беременной и кормящей женщины, советы по рациональному питанию детей. Представлены клинические симптомы и принципы лечения наиболее частой патологии в детском возрасте — рахит, острые респираторные заболевания, аллергозы, острая дисфункция пищеварительного тракта.

Кесарево сечение. Проблемы абдоминального акушерства — Краснопольский В.И.

Показания, противопоказания к этой операции; условия, в которых ее целесообразно производить. Рассмотрены проблемы оптимального хирургического и анестезиологического обеспечения операции, профилактики и лечения послеоперационных осложнений, интенсивной терапии и реанимации новорожденных после абдоминального родоразрешения.

Неотложная неонатология: краткое руководство для врачей — Шайтор В.М.

В руководстве представлены сведения об основных неотложных состояниях у новорожденных, предложены краткие алгоритмы действий врача, оказывающего скорую или неотложную медицинскую помощь ребенку на догоспитальном этапе и в отделении скорой медицинской помощи стационара (приемное отделение), с учетом степени доношенности и зрелости ребенка, особенностей и характера течения заболевания, угрожающего его жизни.

Неонатология. Национальное руководство. Краткое издание — Н.Н. Володина

В книге отражены общие и частные вопросы неонатологии, содержащие объединенную, согласованную позицию ведущих отечественных специалистов-неонатологов. Все рекомендации прошли этап независимого рецензирования. Руководство предназначено неонатологам, педиатрам, студентам старших курсов медицинских вузов, интернам, ординаторам и аспирантам.

Федеральное руководство по детской неврологии — Гузева В.И.

Внутричерепные кровоизлияния у доношенных новорожденных. Гипоксические поражения головного мозга у недоношенных новорожденных. Токсические поражения нервной системы новорожденных алкоголем. Гипогликемическое поражение головного мозга у новорожденных. Бактериальные гнойные менингиты у новорожденных детей. Неонатальные судороги.

Диагностические тесты психологического и психоневрологического обследования детей первых лет жизни (нормативы, риск патологии, организация помощи): Методические рекомендации — Козловская Г.В.

В издание включены положения по организации лечебно-профилактической помощи, нормативы психического развития, схемы психологического и психоневрологического обследования детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Примечателен иллюстрированный атлас психического развития маленьких детей.

Околощитовидные железы. Первичный гиперпаратиреоз — Мокрышева Н.Г.

Подробно рассмотрены вопросы эпидемиологии, этиологии и патогенеза заболевания. Особое внимание уделено проблеме опухолевого поражения околощитовидных желез, приводящего к развитию первичного гиперпаратиреоза. Представленные дифференциально-диагностические и тактические алгоритмы отражают доказательную концепцию.

Детская и подростковая психиатрия: Клинические лекции для профессионалов 2-е изд.,испр. и доп — Шевченко Ю.С.

В настоящем издании на современном уровне с учетом положений международной номенклатуры (МКБ-10) рассмотрены основные психические расстройства в детском и подростковом возрасте, особенности их квалификации, диагностики, клинической картины, течения и терапии.

Лечение кожных и венерических болезней: Руководство для врачей: В 2 т. — Романенко И.М., Кулага В.В., Афонин С.Л.

Наиболее полном объеме публикуются данные по лечению кожных болезней и инфекций, передающихся половым путем. В первой части представлены детальные сведения об общих принципах терапии кожных и венерических заболеваний. Во 2-м томе руководства описаны методы лечения (с основами клиники и этиопатогенеза) заболеваний кожи — более 500 нозологических форм

Национальное руководство. Наследственные болезни с CD — Гинтер Е.К.

Руководство состоит из двух частей, в которых излагаются теоретические и клинические вопросы медицинской генетики. В первой части представлены новейшие данные по теоретическим вопросам медицинской генетики. Сведения об организации и функциях генома, генов и хромосом изложены в понятной для врачей форме, но без излишнего упрощения. Во второй части представлены вопросы клинической генетики, а именно методы диагностики наследственных болезней (от клинического уровня до секвенирования ДНК и РНК)

Признаки и болезни с традиционным и нетрадиционным наследованием — Мутовин Г.Р.

Механизмы взаимодействия между родительскими геномами. Характеристика общей патологии и вариантов наследования генов и признаков у человека. Современные технологии и тенденции в исследовании наследственных болезней. Моногенные и мультифакториальные болезни.

Болезни органов пищеварения у детей. Алгоритмы диагностики, лечения, реабилитации — Кильдиярова P.P.

Материал изложен просто, наглядно и в строгой последовательности: МКБ-10, определение, этиология и патогенез, клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика с диспансерным наблюдением, прогноз. Благодаря этому значительно облегчается оперативная работа с книгой.

Ультразвуковая диагностика заболеваний мочевыделительной системы у детей — Дворяковский И.В.

Приведены топографическая и ультразвуковая анатомия мочевыделительной системы. Рассмотрены возможности эхографии в оценке эффективности лечения и осуществлении контроля при выполнении пункционной биопсии. Определено место ультразвуковой диагностики среди других методов визуализации в детской практике.

Эпилепсия у детей и взрослых женщин и мужчин. Руководство для врачей. Второе издание — Карлов В.А.

Особое внимание уделено современной стратегии и тактике лечения эпилепсии, включая альтернативные методы. Рассмотрены социальные и биоэтические аспекты эпилепсии, предложен алгоритм этического сопровождения лечения различных уязвимых групп пациентов с эпилепсией.

Основы ультразвуковой диагностики в педиатрии и детской хирургии — Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б.

Пособие содержит свыше 1400 эхограмм и 264 клипа, которые представляют собой фрагменты реальных ультразвуковых исследований. К каждому клипу даны комментарии с указанием доступа, плоскости сканирования и описанием зоны визуализации. Для самообразования представлены вопросы тестового контроля и визуальные задачи с ответами для самоконтроля.

Справочник ВИДАЛЬ «Лекарственные препараты в России» 2019

Содержит описания лекарственных препаратов российского фармрынка и раздел «Парафармацевтика», который включает БАД, медицинские изделия, лечебное питание и лечебную косметику. Информационные страницы фирм-производителей содержат контактную информацию, список препаратов, их классификацию и другую информацию.

Профилактическая педиатрия + CD. 2-Е изд. переработанное и дополненное — А.А. Баранова, Л.С. Намазовой-Барановой

Книга по формированию и охране здоровья нерожденного ребенка (плода) и новорожденного, здоровья подрастающего поколения; по созданию оптимальных условий для формирования здоровья, физических и интеллектуальных возможностей детей; по организации медицинского обслуживания детей, оценке физического, нервно-психического развития, диспансерному наблюдению здоровых детей, организации грудного вскармливания, ухода; по организации оздоровления часто болеющих детей и лечебно-профилактической помощи в дошкольных образовательных учреждениях и школах.

Заболевания нервной системы у детей (том 2): В 2-х томах — Айкарди Жан

Отдельно рассмотрены неврологические манифестации системных заболеваний организма, заболевания органов чувств (зрительной, слуховой и вестибулярной систем), пароксизмальные нарушений сознания, аутизм и аутизмоподобные расстройства, синдром дефицита внимания, а также заболевания периферических нервов. Книга предназначена для неврологов, педиатров и врачей общей практики.

Заболевания нервной системы у детей (том 1): В 2-х томах — Айкарди Жан

Сведения о неонатальной неврологии в пренатальном, интранатальном и постнатальном периодах. Подробно освещены хромосомные болезни, мальформации нервной системы, аномалии позвоночника и спинного мозга; гидроцефалии, церебральные параличи, обстоятельно изложены наследуемые дегенеративные и дисметаболические заболевания нервной системы, интоксикации, нейроинфекции, параинфекционные и иммунокомпетентные поражения головного и спинного мозга, а также их опухоли, церебральные и спинальные сосудистые расстройства.

Детская нефрология: учебник — Шумилов П.В.

Рассмотрены основные синдромы болезней почек. Приведены современные методы диагностики: клинико-лабораторные, функциональные, генетические, иммунологические, рентгенологические и морфологические. Описаны основные нозологические группы заболеваний, их диагностика, современное лечение.

Неотложная неврология новорожденных и детей раннего возраста — Гузева В.И., Александрович Ю.С., Иванов Д.О., Пальчик А.Б.

Cведения о клинике, диагностике и интенсивной терапии неотложных состояний, сопровождающихся острыми церебральными нарушениями, в неонатальном периоде и у детей раннего возраста. Для студентов старших курсов медицинских вузов, практических врачей, слушателей системы последипломного обучения

Неонатология: Легкие новорожденных: Проблемы и противоречия в неонатологии — Банкалари Э.

Представленные в данном издании рекомендации содержат современную информацию по легким новорожденных, необходимую неонатологам в практической деятельности. Даны советы по диагностическим и лечебным стратегиям.

Навыки общения с пациентами — Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер

В ваших руках книга, дающая ответы на вопросы, с которыми сталкиваются медицинские работники, когда стремятся проводить скрупулезные, рациональные и эффективные медицинские консультации.

Неотложная помощь у детей: справочник — Зенке Мюллер, Маттиас Тёнс

Книга представляет собой удобный справочник по основным неотложным состояниям у детей, который поможет специалистам в этой области оказывать своевременную, квалифицированную помощь маленьким пациентам. В этом издании обобщен практический опыт врачей скорой помощи, реаниматологов, спасателей.

Рентгенодиагностика заболеваний легких у новорожденных детей: монография+ СD

Изложены основные подходы к рентгенодиагностике заболеваний легких у новорожденных детей, представлены развитие и нормальная анатомия легких, методика рентгенологического исследования, разобраны особенности интерпретации рентгеновских изображений грудной клетки и рентгеносемиотика заболеваний легких у самых маленьких пациентов. Книга содержит более 200 иллюстраций — рисунков и рентгенограмм органов грудной клетки и брюшной полости.

Неврологический статус и его интерпретация

В руководстве приведены схемы нейронных систем, без знания которых невозможно осознанно исследовать функции специализированных структур мозга взрослых и детей раннего возраста. Кратко изложена трактовка патологических изменений неврологического статуса.

Оказание стационарной помощи детям: руководство по лечению наиболее распространенных болезней у детей. 2-е издание

Особое внимание в справочнике уделено вопросам стационарного ведения случаев болезней, составляющих основные причины детской смертности, таких как пневмония, диарея, тяжелое нарушение питания, малярия, менингит, корь и сопутствующие им состояния. Справочник содержит рекомендации относительно тех лечебно-диагностических вмешательств при патологии новорожденных и хирургических заболеваниях, которые можно осуществлять в условиях небольшой больницы. Детальное описание принципов, лежащих в основе рекомендаций, можно найти в технических обзорах и сопровождающих документах, публикуемых ВОЗ.

Ультразвуковое исследование молочных желез. Шаг за шагом. От простого к сложному

Книга предназначена как для начинающих врачей ультразвуковой диагностики, так и для специалистов со стажем. Описана технология ультразвуковой маммографии в дифференциальной диагностике воспалительных заболеваний, доброкачественных и злокачественных новообразований, в том числе с применением эхоконтрастных препаратов, определены пути интеграции результатов ультразвуковых исследований с международной системой BI-RADS.

Анатомия человека. Учебник для педиатров в 2-х книгах

Учебник «Анатомия человека» предназначен для изучения этого предмета на педиатрическом факультете медицинских вузов. Данный учебник направлен на формирование клинического мышления будущего специалиста, что в последующей практической деятельности позволит квалифицированно проводить все лечебные и профилактические мероприятия. Он, безусловно, будет полезен ординаторам, аспирантам, практическим врачам соответствующего профиля, а также всем тем, кто заинтересован в знаниях о строении тела ребенка.​

Лекарственные средства

В пособии приведены данные о химической структуре, фармакологических свойствах, механизме действия, показаниях и противопоказаниях к применению, дозах, побочных эффектах и другие сведения о лекарственных средствах, необходимые для проведения рациональной терапии. Для широкого круга медицинских работников.

Детские болезни: Учебник для вузов (Том 1). Шабалов Н. П.

Учебник написан в соответствии с программой по педиатрии для студентов педиатрических факультетов, и, соответственно, не охватывает все аспекты профилактической и клинической педиатрии, а в повседневной работе педиатра необходимо учитывать многочисленные

Детские болезни. Учебник в 2-х томах. Том 2 Шабалов Н.П. 8-е изд.

Сведения по основным разделам педиатрии приведены в логической последовательности: определение заболевания, этиология, патогенез, клиника, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, профилактика и диспансерное наблюдение. Учебник отражает современный уровень знаний о заболеваниях, изучение которых предусмотрено Программой по детским болезням, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации на 4–6-х курсах педиатрических факультетов медицинских вузов.

Синдром поликистозных яичников

Посвящено патогенезу, этиологии, диагностике и лечению синдрома поликистозных яичников (СПЯ), как наиболее часто встречающегося у женщин репродуктивного возраста эндокринного заболевания. Дается подробное описание особенностей физиологии женской репродуктивной системы. Значительное внимание уделяется дифференциальной диагностике СПЯ и морфологическим изменениям яичников.

Неотложная кардиология: руководство для врачей

Наряду с освещением традиционных вопросов неотложной кардиологии — острого коронарного синдрома, диагностики и лечения аритмий, кардиогенного шока, тромбоэмболии легочной артерии и др. — представлены отдельные главы по имплантируемым устройствам, эхокардиографии при неотложных состояниях, нарушениям сердечного ритма у детей, диагностике и лечению панических расстройств.

Противомикробная терапия: алгоритмы выбора

Краткое практическое руководство по ключевым вопросам лечения противомикробными препаратами инфекционно-воспалительных, бактериально-вирусных и паразитарных заболеваний. Разделы представлены в виде структурных логических схем, которые значительно облегчают восприятие и понимание такого объемного и сложного раздела практической медицины, как противомикробная химиотерапия, и помогут врачу быстро выбрать наиболее эффективные способы лечения.

Питание здорового и больного ребенка

Представлены основы подготовки женщины к кормлению ребенка грудью до и после родов, понятие лактации и гипогалактии, преимущества естественного вскармливания, порядок и техника введения прикорма, рекомендации по подбору смесей и организации питания при отсутствии молока у матери, схемы питания с расчетом основных ингредиентов. Приведены основные принципы питания детей старшего возраста.

Нормы в педиатрии

Систематизированы нормальные показатели развития плода и ребенка от зачатия до совершеннолетия. Информация представлена в виде таблиц, схем и рисунков. Нормативы роста и прибавки массы тела, частоты сердечных сокращений и артериального давления, способности и умения ребенка к определенному возрасту, как кормить, купать или одевать ребенка, как предупредить заболевания и как закаливать, а также календарь прививок и многое другое.

Источник

Adblock
detector