Меню

Школа и повышенное давление

Школа и повышенное давление

Ни для кого не секрет, что истоки гипертонической болезни взрослых следует искать в детском возрасте. Массовые обследования учащихся средних образовательных учреждений показали, что артериальное давление (АД) у многих повышено. Но всегда ли это начало артериальной гипертензии? Нет подтвержденных данных.

Отказываться от тщательных диагностических обследований при повышенном АД нельзя!

Заболевание быстро переходит в хроническое течение, доставляя множество бед и хлопот человеку.

Симптомы патологии

Повышенное артериальное давление у школьников диагностируют случайно на медицинском осмотре. Чаще его фиксируют 12-15 летнем возрасте. Самочувствие при этом стабильное, а жалоб нет. Лишь немногих беспокоит головная боль, головокружение, повышена утомляемость. Еще реже возникают колющие боли в сердце.

Норма давления

Какое давление должно быть у ребенка? Все зависит от роста, пола и массы тела.

Таблица АД по возрасту

Норма артериального давления в мм рт.ст. 1 неделя Верхнее 60/80

2-8 неделя Верхнее 90

От 2 месяцев до 1 года Верхнее 100

2 года Верхнее 100/110

3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет Верхнее 100/120

8 лет 9 лет 10 лет 11 лет Верхнее 110/120

12 лет 13 лет 14 лет 15 лет Верхнее 120

Классификация артериального давления

Пограничное АД Значение между 90-м и 95-м процентилем
Значительное повышение АД Значение между 95-м и 99-м процентилем
Резкое повышение АД Значения свыше 99-го процентиля.

Проверять и контролировать давление у детей необходимо еще с 3-х летнего возраста!

Артериальная гипертензия у ученика должна быть под контролем школьного врача и участкового терапевта.

Причины болезни

Причины высокого давления в детском возрасте связывают с активностью. Это большое психологическое напряжение, которое возникает при учебе и различных внеклассных занятиях. Малоподвижный образ жизни (до 10-14 часов в день за партой и дома), просмотр телевизора, интернет посиделки у компьютера, длительное чтении книг.

Причем у учащихся специальных школ (математических, физико-математических, языковых) гипертония выявляется в пять раз чаще. Кто-то из родителей вправе был бы сказать: виновата школа и ничего тут не поделаешь? Нет, многие дети успешно учатся в специализированных школах и растут здоровыми и бодрыми, а их родители охотно могли бы поделиться нехитрым советом — как сохранить здоровое детство.

А заключается секрет здоровья в рациональном режиме, разумном чередовании занятий и отдыха.

Дети должны много гулять, играть на свежем воздухе, заниматься спортом, помогать взрослым по хозяйству. В воскресные дни ходить в походы. Важно следить, чтобы их сон был не менее 8 часов.

Здоровье ребенка во многом зависит от того, какая атмосфера окружает его дома и в школе. Если в семье неурядицы, родители постоянно ссорятся, бранятся, часто возникают конфликтные ситуации, то кровяное давление данного подростка будет нестабильным.

Врачи утверждают, что детская гипертония чаще возникает у детей с избыточным весом. По анкетированию школьников с повышенным АД было установлено, что оно повышается от частого приема хлеба, булочек, соленых продуктов, злоупотребления газированной водой.

Артериальная гипертензия у детей может возникнуть на фоне хронических патологий печени, почек и желчного пузыря.

Говоря о причинах недуга, нельзя сбрасывать со счетов и наследственность! Дети с генетической предрасположенностью в пять раз чаще рискуют попасть в «гипертоники».

Как видно из вышеизложенного, подтолкнуть к болезни способны многие факторы. Но зная их, можно в каждом отдельном случае предупредить, а при своевременном лечении и даже остановить развитие опасного недуга. Если следить за режимом ребенка, приучать его с малых лет к ежедневной утренней гимнастике, спорту, простым прогулкам на свежем воздухе, то вредящие факторы сведут риск развитие сердечно-сосудистых заболеваний к минимуму.

Таблица: Основные причины гипертонии у детей в зависимости от возраста

Основная причина развития гипертензии у новорожденных Тромбоэмболия почечных артерий
Другие причины повышения артериального давления у новорожденных Коарктация аорты, врожденные аномалии, бронхолегочная дисплазия
Причины артериальной гипертензии у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Заболевания почек, стеноз почечных артерий, коарктация аорты
Повышенное АД у детей 6-10 лет Вторичная артериальная гипертензия, вызванная поражением паренхимы почек или стенозом почечных артерий
Давление у подростков Поражение паренхимы почек, гломерулонефрит, перенесенный пиелонефрит

Там, где сердечно-сосудистые заболевания — патология «семейная», следует сообщать врачу-кардиологу. Тогда при каждом визите в поликлинику у ребенка будут обязательно измерять артериальное давление. Обнаружить истоки недуга помогает массовая диспансеризация школьников.

Читайте также:  Силы давления и трения в потоке

Эффективное лечение

Все начинается с диагностики. Врач тщательно собирает анамнез и проверяет все органы. Лечение гипертонии у подростков подбирается в индивидуальном порядке. Артериальное давление корректируется немедикаментозной терапией.

  1. Соблюдение правильного режима дня;
  2. Хороший сон и отдых;
  3. Отказ от компьютера и длительного пребывания у телевизора;
  4. Исключение стрессовых ситуаций;
  5. Правильное питание и коррекция веса;
  6. Уменьшение потребления поваренной соли;
  7. Зарядка, гимнастика, занятия в спортзале.

Мальчиков и девочек с повышенным АД берут на диспансерное наблюдение. У кого скачки давления повторяются часто — госпитализируют. В стационаре их тщательно обследуют и проводят необходимое лечение.

После согласования с врачом может применяться фитотерапия. Отвары из лекарственных трав подбирают индивидуально!

Измерение артериального давления у детей в домашних условиях нужно проводить не реже 1 раза в неделю. Своевременное обращение к врачу поможет избежать хронической патологии во взрослой жизни.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА

Автор статьи Иванова Светлана Анатольевна, врач-терапевт

Кровяное давление может повышаться в любом возрасте. Избавиться от гипертонии практически невозможно. Для улучшения качества жизни нужно постоянно придерживаться определенных правил. Для этой цели создана школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, основанная на индивидуальном подходе к каждому человеку.

Цели школы для гипертоников

Школы здоровья создаются на базе лечебно-профилактических учреждений Москвы и других городов, и представляют собой доверительную беседу между врачом, пациентами, родственниками больных гипертонией. Практически у всех обучаемых диагностирована гипертония в различной стадии течения, от 1 до 3.

Школа артериальной гипертензии ставит перед собой следующие цели:

  • информирование больных с артериальной гипертензией, как развивается болезнь, какие факторы приводят к заболеванию, о возможных осложнениях и профилактике синдрома;
  • привить ответственность за состояние собственного здоровья;
  • обучение больных контролю и ответственности за состояние здоровья, учат как выполнить измерение АД в мм рт. столба;
  • привить привычку следовать врачебным рекомендациям, с одновременным выполнением правил по лечению в домашних условиях. Получение рекомендаций по снижению АД;
  • обучение оказанию помощи при гипертоническом кризе до приезда скорой;
  • ознакомление, как проводится медикаментозное лечение, и лечение артериальной гипертонии в домашних условиях;
  • обучение больных правильному поведению, включая грамотный образ жизни, при высоком АД.

С помощью специально разработанных программ в школе артериальной гипертонии, специалисты находят индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Структура обучения

Структура обучения в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертензией, состоит из следующих взаимосвязанных занятий:

  1. вводная часть. На первом занятии врач и обучающиеся знакомятся. Ведущий за один раз рассказывает о целях обучения, и кратко рассказывает, что представляет собой патология на различных стадиях развития, о том какими симптомами проявляется заболевание. Несколько минут отводится на вопросы и ответы. Рассматриваются разные случаи появления патологии;
  2. информационная часть занятий. Проводимое занятие дает знания о факторах, которые увеличивают вероятность развития артериальной гипертензии. Специалист рассказывает, о связи состояния артерий и сосудов на отметку АД, как системы организма реагируют на высокую отметку. Обучают правильному измерению кровяного давления, составляют индивидуальный метод по начальным действиям для каждого обучающегося;
  3. активные занятия состоят из ответов на вопросы обучающихся. Проводятся семинары, и индивидуальное консультирование;
  4. заключительные занятия. Подводятся итоги предыдущих занятий.

Полный курс занятий для пациентов с развивающейся гипертонией, или протекающей в хронической форме, обычно состоит из 8 занятий. Средняя продолжительность каждого занятия составляет 90 минут.

Что получает пациент по окончании занятий?

Если человек проходит полное обучение, организованное для больных с диагнозом артериальная гипертензия, то получает следующие знания:

  • основные причины и факторы, вызывающие повышение АД. Основные факторы риска, к которым относится: избыточная масса тела, низкая физическая активность, отсутствие здорового питания, наличие постоянного стресса, напряженные отношения в семье. Перечисленные факторы провоцируют риск развития инфаркта миокарда, болезни сердца и почек, инсульт, повышение артериального давления, сердечно-сосудистые патологии;
  • симптомы проявления АГ;
  • узнает, как проявляется гипертонический криз, и как резкое повышение АД может спровоцировать нарушение кровообращения мозга. Узнает, как проявляются низкие показатели АД;
  • овладевает знаниями по оказанию экстренной помощи при резком перепаде показателей. Усваивает более одного способа помощи. Это особенно важные знания, позволяющие значительно снизить риск развития осложнений;
  • создает индивидуальный план по оздоровлению собственного организма, выбирая оптимальный вариант;
  • учится контролировать артериальные параметры самостоятельно.
Читайте также:  Клапан давления масла для туксона

Обучающиеся получают знания о правильном питании, о кулинарной обработке рекомендуемых при гипертонии продуктах. На активной части занятий специалист обучает, как правильно рассчитать энергетическую ценность пищевого рациона при повышенных показателях давления.

На последних занятиях в школе здоровья по артериальной гипертензии, обучающиеся учатся решать специальные задачи по гипертонии.

Задачи с ответами по артериальной гипертензии

На занятиях, организованных для людей с диагнозом артериальная гипертензия, на заключительных занятиях проверяются полученные знания. Проверка проводится несколькими способами:

  • обучающимся предлагают ответить на вопросы. Таким образом проверяется, насколько пациент усвоил полученные знания;
  • раздаются анкеты, где путем анонимного опроса, обучающиеся ставят оценки полученному уровню обучения, пишут свои пожелания;
  • обучающимся предлагается решить специальные задачи по артериальной гипертензии, и затем предоставляется возможность свериться с ответами.

Каждая задача для больных артериальной гипертонией представляет собой типовую ситуацию. Обучающийся должен поставить диагноз, и попробовать составить лечебный план.

Пример задачи

К врачу обратилась женщина, в возрасте 60 лет. Женщина описывает беспокоящие ее симптомы:

  • головная боль пульсирующего характера;
  • тошнота;
  • мельтешение перед глазами.

Женщина вызвала врача, и чувствует себя плохо в течение часа. Самочувствие ухудшилось на фоне стрессовой ситуации.

Специалист, просмотрев карточку больной, видит, что женщина страдает гипертонией на протяжении 10 лет. Сахарный диабет является сопутствующим заболеванием. После опроса выясняется, что последний месяц она перестала принимать назначенные ранее гипотензивные препараты.

Осмотр больной дал следующие результаты:

  • общее состояние отмечается, как удовлетворительное;
  • ритмичные тоны сердечной мышцы;
  • пульс 8 уларов за минуту;
  • параметры давления 185 на 100.

Обучающимся в школе здоровья пациентам, имеющим проблемы из-за повышенного АД, предлагается ответить на следующие вопросы медицинской задачи:

  1. какой предварительный диагноз можно поставить женщине;
  2. как связать причины, спровоцировавшие скачок давления в сторону увеличения измеряемых параметров;
  3. первая помощь в сложившейся ситуации;
  4. план обследования;
  5. план лечения по результатам обследования.

Пациенты, закончившие полный курс обучения с уклоном по артериальной гипертензии, и не имеющие медицинского образования, способны дать ответы на предлагаемые вопросы. После самостоятельных ответов, ведущий занятия предлагает свериться с эталонами ответов.

Ответы на задачу:

  1. после осмотра поставлен предварительный диагноз. Это гипертония на 2 стадии развития. Степень артериальной гипертензии 3. Существует риск гипертонического криза;
  2. стрессовая ситуация, прекращение назначенного лечения;
  3. гипертонический криз можно снять такими препаратами, как Анаприлин, Клофелин, Каптоприл. Из мочегонных препаратов — Фуросемид. Снижать АД нужно постепенно, в течение 40 минут, чтобы исключить тяжелые последствия для организма. Стационар пока не требуется;
  4. необходимо провести лабораторные исследования крови и мочи. Изучить кровь на такие показатели, как креатинин, мочевина, глюкоза, калий. Обследование глазного дна, кардиограмма.

Умение решать типовые задачи по артериальной гипертензии, помогают обучающимся самостоятельно анализировать собственные симптомы в экстренной ситуации, и грамотно объяснять их специалисту. Подобные знания на тему гипертонической болезни в школе здоровья, способствуют укреплению самодисциплины, которая необходим при диагнозе гипертония.

Презентации для пациентов

На активных занятиях для обучающихся часто проводятся презентации на следующие темы:

  • что нужно знать о гипертонии и гипертензии. Чем отличаются оба понятия;
  • как должен питаться пациент с повышенным давлением;
  • ожирение, как основная причина патологии;
  • физические упражнения при высоком давлении;
  • курение и АД. Презентация предназначена для курящих пациентов с гипертонией;
  • стрессовые ситуации и их влияние на здоровье;
  • медикаментозная терапия при гипертонии. Мотивация больного к лечению.

На презентациях обучающиеся получают необходимые знания, овладевают нужными практическими навыками, учатся планировать день.

Профилактические мероприятия против артериальной гипертензии

На занятиях об артериальной гипертонии в школе здоровья, рассказывают, как важно придерживаться определенных рекомендаций при повышенном давлении. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, состоящим из следующих действий:

  1. контроль за массой тела и уровнем холестерина. Оптимальный вес является главным условием немедикаментозного лечения патологии;
  2. обязательная, ежедневная физическая нагрузка. Это пешие прогулки, зарядка, велосипед, плавание;
  3. грамотное питание, исключающее из меню соленую, острую, жареную, пряную, сладкую пищу, алкоголь. Нужно отказаться о фастфуда, полуфабрикатов, консервированной продукции. По возможности следует отказаться от добавления соли во время приготовления еды;
  4. при употреблении спиртосодержащих продуктов соблюдать минимально допустимую дозировку, либо полностью отказаться от выпивки;
  5. употреблять продукты с большим содержанием калия, которые помогают снижать параметры давления. Это различные овощи и фрукты;
  6. стараться бросить курить;
  7. если после постановки диагноза врач назначил медикаментозную терапию, то необходимо соблюдать назначения. Нельзя самостоятельно прекращать лечение, чтобы исключить гипертонический криз. При возникновении нежелательных эффектов от лекарства, в процессе лечения, нужно посоветоваться с врачом, чтобы скорректировать назначения. Многие пациенты допускают ошибку, прекращая прием гипотензивных препаратов после стабилизации АД. Но, частой причиной гипертонического криза является самовольное прекращение лечебного курса. Также нельзя пропускать прием прописанных препаратов.
Читайте также:  Может ли протеин влиять на давление

Несмотря на гипертонию, пациент может жить качественной жизнью. Для этого необходимо регулярно консультироваться со специалистом, постоянно контролировать показатели давления. Нужно научиться самостоятельно правильно измерять АД.

Справиться со всеми перечисленными задачами, необходимыми для стабилизации артериального давления, помогут специальные занятия в школе для больных с артериальной гипертензией.

Каждый пятый школьник — гипертоник, каждый десятый — имеет аритмию.

Более 18% школьников страдают от повышенного давления. Таковы результаты исследований, проведенных в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Екатеринбурге.

Почему у детей диагностируют болезнь пожилых людей объяснил Юрий Соболев, доктор медицинских наук, профессор Буковинского государственного медуниверситета.

— Сердечно-сосудистые болезни занимают первое место среди причин смертности. Но речь идет о взрослых. Откуда у детей повышенное давление?

— Да, действительно, кардиологи и терапевты бьют тревогу, заявляя, что молодеют инфаркты и инсульты, но гипертонию у детей почти не проявляют. Дело в том, что для того, чтобы определить, есть ли у ребенка проблемы с давлением, нужно учитывать ряд факторов: пол, возраст и рост ребенка. Плюс иметь специальный манжет для тонометра, который соответствует возрасту ребенка. А таких, кстати, нет у педиатров в одной поликлинике.

— Сколько детей приняли участие в научном исследовании и какие обследования они проходили?

— Могу сказать о Москве. Мы обследовали более 800 школьников в возрасте от 7 до 18 лет. Причем скрининг проводили в сельской школе, в школе райцентра и в лицее и школе областного центра. Специально приобрели автоматические тонометры для детского возраста, мобильный электрокардиограф, манжеты различного размера тонометра для младенцев, дошкольников и школьников разного возраста.

Это очень важно, потому что, перетиснувши ручку ребенка манжетой для взрослого, не удастся получить объективных данных. Также у детей одного возраста, но разного роста давление может быть разное, но притом и в одном, и в другом случае считаться нормой.

В течение дня обследовали 70 детей. Притом давление измеряли трижды с перерывами, чтобы минимизировать погрешность.

— Какие же результаты дало исследование?

— Мы обнаружили, что 13% обследованных детей имеют ожирение, а свыше 18% — повышенное артериальное давление. В частности, у семиклассницы из сельской школы обнаружили давление 200 на 140 мм рт. ст. Причем девочка его не испытывала, родители тоже не знали. Очень вреден в этом случае шоколад. Как влияет шоколад на давление учитывают немногие, а следовало бы.

Конечно, больше детей с гипертонией среди тех, кто имеет ожирение, — у каждого второго. Также страдают от повышенного давления те, кто имеет патологию почек.

Кроме того, в результате исследования выяснилось, что у каждого десятого школьника является нарушение сердечного ритма — аритмия того или иного вида.

— Какие дети чаще имеют гипертонию — сельские или городские?

— Больше всего детей-гипертоников среди школьников крупных городов и сел, а меньше всего — среди жителей райцентров. Думаю, это связано с образом жизни. В мегаполисах, в частности, недостаточно площадок, спортивных кружков, поэтому у детей ограничена подвижность. Среди городских детей высокое давление — не редкость.

Школьники крупных городов больше интересуются телевизором, компьютером и планшетом. Малая подвижность вызывает ожирение, а оттуда — и гипертония.

— Чем опасно высокое артериальное давление в детстве?

— Часто гипертония у детей связана с болезнью почек или периодом полового созревания. Когда это проходит, давление нормализуется. Но это лишь треть случаев.

Интересно, что, по данным поликлиник, только 3% детей имеют повышенное артериальное давление. Зато когда эти дети подрастают и, скажем, ребят вызывают в военкоматы, оказывается, что с 3% гипертоников становится 16%! И это не потому, что их придумали, а потому, что вовремя не проявляли.

В конце концов, дети-гипертоники превращаются во взрослых-гипертоников с высоким риском инфаркта миокарда и инсульта.

Источник

Adblock
detector